Психология подростка
Опубликовано 28.11.2021В возрасте от 10 до 17 лет подростку присущи импульсивность, чрезмерная возбудимость, половое созревание и неосознанное половое влечение. В период психологического развития, в этом возрасте, основополагающей темой является самосознания, изменение самого себя, понятие и принятие своих возможностей и способностей. Происходит формирование теоретического, абстрактного мышления, стремления быть как взрослый и если со стороны взрослых встречает непонимание, то возникает протест.
Выделим несколько аспектов кризиса:
- независимость: протест, ревность, бунт. Против всех и всего.
- зависимость: для уверенности и защищенности оставаться ребенком.
- негативизм: отношение ко всем и даже к недавнему своему интересу.
- анализ: через анализ проходят все, кто находятся рядом — родители, учителя, друзья, одноклассники, и сам подросток анализирует себя.
- суицид: попытки, мысли, угрозы.
В этом возрасте главной, и можно сказать, основной темой проходит заложенная до этого возраста информация. В возрасте с 10 лет, подросток начитает мыслить теоретически. Все полученные знания, образные, социальная природа, реальности мира, дают основу, для развития, построения, а так же и для анализа своих теорий – теоретических построений.
Подросток начинает рассуждать и мыслить формально, не привязывая себя к конкретной ситуации. Ориентируется независимо от реальности, появляются логические рассуждения. Он может представлять возможное, а не только очевидное, возможные последствия того или иного действия, давать им оценку и делать соответствующие выводы, и в принципе просто разбираться в происходящей ситуации. Как скоро подросток начнет использовать формальное, теоретическое мышление, зависит от степени усвоения им учебного процесса и интеллектуального развития
Как определить это развитие, по каким критериям?
В первую очередь – это запас тех знаний и навыков, которые уже имеются и накоплены, еще одним показателем могут служить системные знания, умение правильно применять свои познания, формировать интеллектуальные умения.
Связь с развитием умственного потенциала основана на обобщении применения в разных сферах деятельности, с возможной перестройкой, т. к. обобщение предполагает и ведет к изменениям мотивации.
Сформированность проявляется возрастанием критичности, гибкости, самостоятельности, эффективности, продуктивности. Судить об этом возможно только путем изучения его подхода к получению знаний и применений их к конкретной задаче или ситуации.
В возрасте от 16 до 21 года завершается физиологическое созревание и происходит осознание своего восприятия. Психологически главной чертой этого возраста, является вступление человека в самостоятельную жизнь.
На этом этапе происходит принятие ряда важных решений: выбор дороги в жизнь, вступление в брак, рождение ребенка. Приходит осознание обязанностей перед собой, ответственность за собственное будущее и за другого человека. Заканчивается, как половое, так и психологическое созревание. Дальше идет только развитие.